Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
6 мая 2024
Воспитание и только воспитание – цель школы

Воспитание и только воспитание – цель школы

Воспитание и только воспитание – цель школы
Иоганн Генрих Песталоцци
(швейцарский педагог)

Отдавая ребенка в образовательную организацию, многие родители считают, что только педагоги должны обучать и воспитывать их детей.
Однако, некоторые учителя вполне уверенно полагают, что они дают только знания по предметам и не более того, а воспитывать должны родители, а также участвовать в образовательной деятельности ребенка и контролировать ее выполнение.
Давайте же разберёмся или хотя бы прикоснемся к мудрости процесса воспитания и таланту обучения наших детей со стороны как семьи, так и школы.
_________________
Воспитатель, учитель, педагог – человек, который сопровождает нас с момента прихода в дошкольное учреждение до выпуска из школы и вуза. Влияние воспитателя, учителя на развитие и воспитание детской личности, а также методика преподавания предмета заложены в самой профессии, которую, он когда-то вполне осознанно, мы надеемся, и выбрал.
Педагогу известно, что с момента рождения ребенка его воспитанием занимаются родители. Именно пример семьи, её традиций и ценностей, отношения к происходящим в мире событиям, являются заложенными к семи годам ребенка, а именно к этому возрасту уже формируется личность.
Интересно, осознают ли родители, что они самые первые и самые главные учителя своих детей?
Педагоги, несомненно, передают знания по предметам, таким важным и необходимым, которые потом определяют выбор профессионального пути подростков и юношей, но и в процессе обучения мы, педагоги, всегда находим слова для воспитания, сообщения интересных и важных тем, мимо которых просто не имеем права проходить!
Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем чтобы воспитывать и обучать, изучая их, –  таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей.

Сергей Леонидович Рубинштейн
(советский психолог и философ)

Многие учителя по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования, поэтому нередки дискуссии на тему связи этих трех понятий.
Итак, если целью школы является только воспитание, то ребенок не сможет получить знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование.
Если же целью школы является только обучение, то во главе стоит учитель, как «урокодатель», с позицией: «Я даю урок, а как его восприняли дети, не важно», «Я только даю знания, а воспитывать – уже не моё дело».
Чем «урокодатель» отличается от учителя? «Урокодатель», пусть даже и мастерски владеющий знаниями по предмету, просто дает материал и ставит отметки за его воспроизведение. Ему безразлично, интересен ли был урок, поняли ли дети материал, ему по большому счёту все равно, что читают и о чём говорят его ученики. Главное, чтобы был воспроизведен текст параграфа. Главный девиз «урокодателя»: «Кто хочет учиться – сам во всем разберется, а остальным и не надо».

Учитель, в отличие от «урокодателя», стремится научить своим примером, своим отношением к предмету, причем не только избранных и одаренных. Он работает со всеми детьми, даже с теми, кто на уроке всегда говорит одну единственную фразу: «Мне это не нужно и в жизни никогда не пригодится». Кроме текста учебника на уроке используются презентации, учебные фильмы – в современном мире возможностей достаточно!

Конечно, воспитанием во многом занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному, нравственному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на детей. Для родителей свой ребенок – самый лучший, поэтому они не всегда замечают какие-то проблемы. Педагог может увидеть возникающие трудности в самом начале и своевременно принять меры, разговаривая и с родителями, и с ребенком.
Соответственно, воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием. Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, профессиональная задача каждого учителя. И наши педагоги с успехом справляются с этой задачей!
Проблема единства обучения и воспитания – это и есть проблема воспитания в процессе обучения, не зря мы говорим «умственное воспитание», но есть и трудовое, и физическое, и художественно-эстетическое, и патриотическое с духовно-нравственным.

Цель воспитания и обучения – познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств.

Ян Амос Коменский
(чешский педагог-гуманист)

В современной педагогике недавно появился термин «образовательно-воспитательное обучение» и это не случайно.
Человек не может получить знания, умения и навыки, получить достойное воспитание, обойдя эти процессы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование – неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.

Если школа и задается главным образом целями образовательными, то тем не менее применяемые в ней методы преподавания и отношение к учащимся должны вполне согласовываться с воспитательными целями.

Пётр Францевич Лесгафт
(российский биолог, анатом, антрополог, врач,
педагог и прогрессивный общественный деятель)


Смотреть видео


Смотреть видео

Школа должна развиваться в связи с жизнью, отвечать на ее запросы, помогать обществу достигать улучшения в его складе, жизни и деятельности... Школа рискует превратиться в мертвенное схоластическое учреждение, не прислушиваясь к биению пульса общественной жизни и не удовлетворяя запросам общества, сторонясь от него.

Пётр Фёдорович Каптерев
(российский и советский педагог и психолог)


Барышева Евгения Викторовна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Образовательного центра «НИВА»