Так догадывайтесь!
Как общаться с детьми, когда они вступают в пору «почемучек»?
Когда буйная фантазия, богатое воображение и неуемное любопытство превращают ребенка – дошколенка в крайне инициативное существо, которому до всего есть дело.
Два вопроса «Зачем?» и «Почему?» дошколята могут задавать бесконечно.
Наша задача:
не препятствовать любопытному носику соваться везде и всюду и отвечать на все вопросы, которые так и сыплются из наших малышей…
А если не сыплются? Тогда что-то тут не то и есть серьезный повод задуматься, а не в нас ли причина? Может мы с вами так старательно воспитываем наших детей, что они просто опасаются обратиться к нам?
В этом случае советуем:
начните их спрашивать сами: «Что выше, этот дом или телеграфный столб?», «Куда торопится муравей?», «А что мы увидим за тем поворотом?». Позвольте детям активно наблюдать и сочинять, проявлять инициативу и без испуга, весело и самостоятельно исследовать мир.
Порой мы, к сожалению, не знаем, как ответить на все вопросы этих неугомонных «почемучек». И даже так бывает, чего уж тут скрывать, мы ненавидим само слово «почему».
А ведь, между прочим, дети и сами могут добывать знания (с нашей помощью, конечно). Есть диафильмы, книги, кассеты, где и сказано «почему». После этого сам малыш сможет ответить и на наши «почему». И он будет горд, что мы обращаемся к нему за помощью. Вы, наверное, замечали, как гордятся дети, когда сами могут чему-то научить взрослых.
И не надо отвечать на все вопросы малышей. Может, стоит предложить им подумать, а потом послушать, что родилось в этих светлых головках?
А можно воспользоваться методом Сократа и задать наводящий вопрос, чтобы, отвечая на него, ребенок сам нашел ответ. (Например, почему вокруг так много лопухов, хотя их никто не сажает?).
А бывает и так, что вопрос задан, а ответа на него мы не знаем.
Знакомая ситуация?
Что делать? Просто надо честно сказать: «пока я не знаю точно», «мне надо подумать», «давай поговорим об этом сегодня вечером».
Ваш авторитет из-за этого не пострадает. Вы можете рассказать о чем-то другом, тоже интересном. А на досуге обязательно найдете ответ на тот «коварный» вопрос. Согласитесь, думать полезно не только маленьким. Кстати, детям полезно знать, что есть вопросы, на которые нет ответов. «
И может быть, ты, малыш, когда вырастешь, сможешь найти на него ответ».
Януш Корчак когда-то сказал: «Любите ребенка любым – и талантливым, и красивым, и неудачливым, любите глупым, эгоистичным, сердитым подростком, странным несчастным взрослым… Общаясь с ним, радуйтесь всегда с полным правом, потому что ребенок – это наш праздник, который всегда с нами!»